Как нотариусу проводить регистрацию права собственности на сельхозучастки и производные права

05.04.2015
Новости недвижимости.

Минюст в своем письме разъяснил, как применять нормы Закона относительно полномочий нотариусов и особенностей регистрации производных прав на земельные участки сельхозназначения. Изменения в закон вступили в силу 25 марта 2015 года.

В соответствии с изменениями, нотариусу предоставлена возможность проводить государственную регистрацию:

— прав, производных от права собственности на сельхозучастки независимо от нотариального удостоверения договора, на основании которого возникает такое право;

— права собственности на сельхозучастки, которое возникло и оформлено в установленном порядке до 1 января 2013 года, одновременно с государственной регистрацией производного от него вещного права на такой участок.

 Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» дополнен ст. 4-2, которая определяет особенности регистрации производных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, право собственности на которые возникло и оформлено до 1 января 2013 года. Установлена одновременность государственной регистрации производного вещного права и права собственности на участок (кроме случаев, когда право собственности на такой участок уже зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество), на основании заявления о государственной регистрации прав и их обременений, поданного владельцем или приобретателем соответствующего производного права или уполномоченным ими лицом, с учетом положений ст. 16 Закона.

 Так, с целью регистрации производного от права собственности вещного права на сельхозучасток подается одно заявление о государственной регистрации прав и их обременений (относительно иного вещного права). При этом госрегистратором или нотариусом с помощью программного обеспечения Государственного реестра прав на недвижимое имущество формируются 2 заявления: о регистрации права собственности и о регистрации другого вещного права.

  Также предусмотрено проведение государственной регистрации права собственности в случае подачи заявления о государственной регистрации прав и их обременений приобретателем производного вещного права на земельный участок (арендатором или иным пользователем) без представления заявителем документа, на основании которого возникло право собственности, в порядке, установленном пунктом 8-1 части 2 ст. 9 Закона, при наличии информации о зарегистрированном участке в Госземкадастре и до момента автоматизированного переноса в Государственный реестр прав записей (сведений) о вещных правах и обременениях на земельные участки из Государственного реестра земель.

 То есть, регистратор или нотариус получает от территориальных органов земельных ресурсов информацию (справки, копии документов и т.п.), необходимую для проведения регистрации права собственности на соответствующий земельный участок, путем направления запроса в Госземкадастр с помощью программного обеспечения Государственного реестра прав и использует полученную информацию для регистрации права собственности на такой земельный участок.

 При проведении государственной регистрации права собственности и производного от него вещного права на земельный участок регистратор или нотариус оформляет экземпляр выписки для каждой из заинтересованных лиц, по которым проведена регистрация прав. Один экземпляр приобщается к регистрационному делу, открытому на объект недвижимого имущества.

Стоит отметить, что положения ст. 4-2 Закона не касаются порядка государственной регистрации права собственности государства или территориальной общины на земельные участки, сформированные из земель государственной или коммунальной собственности, с одновременной регистрацией производного от права собственности вещного права на такой земельный участок, поскольку особенности ее проведения в этом случае урегулированы ст. 4-1 Закона.